Света Мубаракшина: «Сегодня идет дождь. А я смотрю в окно и плачу. Вместе со мной плачет и природа. Материнское сердце – одно на всех…»
Сердце матери, проводившей в зону специальной военной операции сначала младшего сына Фирзара, затем и старшего Искандера, разрывается на части.
– Мама, и второй сын Светы апа из Мирзяма (мой муж родом из Мирзяма, поэтому знаем их семью) заключил контракт и ушел в зону специальной военной операции, – сообщила мне дочь. Я сразу подумала об их матери и позвонила ей.
– Это правда, Света?
Это был мой первый вопрос.
– Да. В августе этого года заключил контракт. Однажды он уже делал такую попытку. «Брат там, как мы можем жить спокойно», – обосновал он тогда свое решение. Все же послушал нас, остался. Но, как оказалось, ненадолго. Наверное, ждал, пока мы успокоимся. Никому ничего не сказав, заключил контракт. Нам позвонила невестка. Около месяца от него не было никаких вестей. Потом сам связался с нами. «У нас собирают телефоны. Не удивляйтесь», – сказал он. «Нас отправляют на передовую. Сколько там пробудем, не знаю. Не волнуйтесь, все будет хорошо», – позвонил он через неделю. Пока больше вестей нет. Ждем. Не слушают они родителей, я уже не знаю, что и думать, – сказала она.
Мы еще долго разговаривали. Любая мать чувствует переживания другой матери, вместе и поплакали. Недавно Фирзар, ушедший сразу после начала частичной мобилизации, приезжал в краткосрочный отпуск и уже вновь отправился в зону специальной военной операции.
– Встречать всегда приятно, а провожать грустно, – сказала Света. – Муж Карим тоже беспокоится. Иногда и он незаметно вытирает слезы. «Сами выбрали такую жизнь. Хотели показать себя настоящими мужчинами. Что мы можем сделать», – говорит он. «Мама, вот увидишь, мы еще станем вашей гордостью. Пройдет время, и вы будете гордиться нами», – подтверждает слова отца Искандер. Боюсь, как бы не повторилась моя судьба. Я росла без папы. Только когда вышла замуж за Карима, почувствовала себя под защитой. В жизни было много трудностей. Ради детей все выдержала, не хотела, чтобы они росли сиротами. Пусть у моих внуков всегда будет папа, пусть они никогда не узнают, что такое сиротство. Вот мое самое главное пожелание.
Светлана родилась в Казахстане. Ее беременную маму бросил парень. Сестра, которая жила в Казахстане, пригласила ее к себе. Там она вышла замуж за казаха, родилась дочь Света, а через год на свет появился и общий ребенок. Света стала для отчима лишней. Бабушка девочки, проживающая в Мирзяме с сыном, узнала об этом по письмам и велела привезти девочку. Вместе с ней приехала и дочь тети Расуля. Девочки росли у бабушки, как сестры.
– Сестра после десятого класса уехала, а меня бабушка не захотела отпускать. «Я вас вырастила, оставите меня одну?» – сказала она. Мама очень хотела, чтобы я продолжила обучение. Всегда помогала мне. Она родила четверых детей. Каждое лето приезжала вместе с ними. Но никакой радости жизни с пьяным мужем не испытала. Развелась, снова вышла замуж, родила дочь. Этот ее муж был очень хорошим человеком, и маму любил, и к нам хорошо относился. Но… мама умерла в 60 лет от сердечного приступа. Горькая судьба…
Послушав бабушку, Света осталась в деревне. С 1985 года работала на Мирзямской ферме: сначала ухаживала за свиньями, потом – за телятами. В 18 лет вышла замуж за Карима.
– В нашей деревне жили Нониля апа и Гульнур апа. Мы ходили к ним в баню. Они работали на ферме. Я ходила помогать им. После окончания школы заведующий фермой Гаденан абый пригласил меня на ферму работать, обещал дать мне отдельную группу. Я согласилась. С 1985 года более 35 лет работала без отпусков. С Каримом мы встречались два года. После армии поженились. Он моя первая и вечная любовь, – поделилась Света воспоминаниями.
18 декабря 1987 года родился Искандер. Через год появился на свет второй сын Ильгизар. Младший Фирзар младше своего старшего брата на восемь лет. В домашних хлопотах Света и не заметила, как пролетело время. Сначала ухаживала за свиньями, а после распада свинофермы ей дали группу телят. И эта ферма распалась. Сейчас Света работает сторожем на Пшенгерской ферме, Карим – разнорабочий. Построили дом. «В маленьком доме вырастили троих детей. А сейчас в просторном большом доме остались вдвоем. Правда, приезжают дети, с ними дом – полная чаша, – говорит она. – Держим скот – две коровы, телят, домашних птиц. Работы всем хватает».
– Все трое детей окончили Апазовскую школу. Искандер продолжил обучение в училище в Казани, Ильгизар и Фирзар – в колледже в Урняке. Работали, купили себе машины. Все трое отслужили в армии. Фирзар участвовал и на параде в Москве. Потом создали семьи. Первым женился Ильгизар. Его супруга Люция из села Сердебаш. У них двое сыновей. Искандер с Гелюсой растят сына и дочь. Сыну Фирзара и Гулии три года. Все трое сыновей живут в Арске, работают в Казани на стройке. Фирзару оставалось совсем немного до оформления ипотеки, началась частичная мобилизация.
– Мама, о чем ты говоришь, как я могу остаться. Кто-то же должен защищать нашу Родину, – сказал Фирзар. Что я могла сказать? Пусть будут здоровы, – продолжила Светлана Мубаракшина. – В мае мне исполнится 57 лет. Как мать троих детей, выхожу на заслуженный отдых. Пусть дети лишь радуют своих родителей.
Матери и дети. Мать всю жизнь беспокоится за своего ребенка. Что творится в душе у матери, проводившей в зону специальной военной операции двоих сыновей, – известно лишь ей одной. Наша беседа длилась недолго, и за это время Света несколько раз вытерла навернувшиеся на глаза слезы, ком в горле не давал ей продолжить разговор. «Сегодня особенно грустно, возможно, влияет и погода. Смотрю в окно и плачу. Вместе со мной плачет и природа. Материнское сердце – одно на всех». А у нее лишь одно пожелание – пусть Искандер и Фирзар скорее вернутся домой живыми и здоровыми, пусть внуки никогда не познают горечь сиротства, пусть у них всегда будет папа.
Гульсина Закиева