Талгат Мустафин жил принципом – справедливость должна восторжествовать
1978 год. Августовское совещание учителей. Первый секретарь района Харис Зайнуллин отвечает на вопросы сидящих в зале.
Вот он взял в руки очередную записку и начал читать: «Товарищ Зайнуллин! За прочитанные Вами доклады, написанные Талгатом Нурзадовичем, товарищу Мустафину, наверное, пора присудить если не докторскую, то хотя бы кандидатскую степень…»
В зале воцарилась тишина. Харис Зиннатуллович немного подумал и сказал: «Да, действительно, он этого достоин!» Он мог бы и не читать этот вопрос, но Харис Зайнуллин умел ценить людей, а начальника отдела пропаганды и агитации райкома Талгата Мустафина он очень уважал. Во время похорон Талгата Нурзадовича это отметил и Ислам Закиев, работавший тогда председателем районного исполнительного комитета: «Они вместе учились в Высшей партийной школе. Зайнуллин говорил, что Мустафин отличался от всех остальных одногруппников, он очень уважал его».
В августе 1977 года меня приняли инструктором в райком. В отделе пропаганды и агитации нас было трое, наш непосредственный начальник – Талгат Мустафин. Немногословный, спокойный человек. По правде говоря, сначала мы даже не понимали, какой он человек. Время от времени он открывает дверь нашего кабинета, смотрит и уходит. Мы думали, что он проверяет нас. Но со временем поняли, что это лишь его привычка. Даже если нас не было в кабинете, он никогда не спрашивал, где мы были.
Неожиданно нашего начальника перевели заведующим РОНО. Тогда Атнинский район был в составе Арского района. Августовское совещание учителей проходило отдельно в Арской и Атнинской зонах. На совещании в Атне заведующий РОНО не был в состоянии прочитать доклад, в тот же день его освободили от должности.
С вечера разошлись с мыслью, кого же назначат на место Талгата Нурзадовича, с ним было хорошо работать. Утром приходим на работу… Талгат Нурзадович сидит в своем кабинете. «Соскучился по вам», – улыбнулся он. Сам не сказал, но говорили, что ночью позвонил Зайнуллин и приказал вернуться. Вот так он один день проработал и заведующим РОНО.
Перед моим переводом в райком ввели пятидневную рабочую неделю. Субботу и воскресенье сделали выходными. Хорошо же! Но в райкоме такого не было – в субботу был короткий рабочий день. Я удивился, как так. «Все из-за Талгата Нурзадовича», – сказали мне.
И в райкоме перешли на пятидневную работу. Как-то в субботу Зайнуллин ходил по кабинетам – застал лишь нашего начальника отдела. Увидев его, сделал субботу рабочим днем и для других.
Однажды меня вызвал к себе начальник общего отдела Фарт Сабирович и дал партийное задание. Съездить на рыбхоз и привезти рыбу для секретарей. С водителем первого секретаря Мансуром (он работал с тремя первыми секретарями) привезли рыбу. Пользуясь возможностью, я хотел выделить рыбу и нашему заведующему. Зашел к нему в кабинет и сказал: «Талгат Нурзадович, есть рыба…» «Какая рыба, откуда, документы есть?» – спросил он. Я пожалел, что зашел.
Об этом случае рассказал легендарному председателю колхоза «Известия», Герою Социалистического Труда Мирбату Хастиеву. Их матери были сестрами. Супруга Мирбата абый Расида апа была нашей классной руководительницей в Казанбаше.
– Не удивляйся, – сказал мне Мирбат абый. – Накануне майских праздников я передал ему через водителя в качестве гостинца мясо. Он не взял, отправил обратно…
Приняв во внимание заслуги Талгата Нурзадовича перед партией, районом, решили дать ему трехкомнатную квартиру. Другой бы на его месте обрадовался, но Талгат Нурзадович сказал, что до утра подумает. «Спасибо за заботу, но я решил не переезжать, дайте нуждающимся», – сказал он на следующий день.
Вот таким человеком был Талгат Нурзадович – эталоном справедливости. «Был настоящим коммунистом!» – сказали и приехавшие проводить его в последний путь.
Годы работы Талгата Нурзадовича главным редактором районной газеты совпали с перестройкой. Газеты тех лет и сегодня читаешь с удивлением – сколько смелых статей печатали тогда! Наверное, за них редактора не гладили по голове, но он никогда не давал нас – журналистов в обиду. «Справедливость должна восторжествовать», – таким был его принцип.
Коллектив редакций газеты «Арча хәбәрләре» («Арский вестник»), радио «Арча» выражают соболезнования семье, родным и близким Талгата Нурзадовича. Светлая память о нем займет достойное место в истории нашей газеты.
Ильяс Фаттахов