Мама, мамочка, родная!

8 ноября 2024 г., пятница

В связи с 90-летним юбилеем посетили первую учительницу нашего коллеги Ильяса Фаттахова из Курайвана Нурдилю Хабибуллину

Нурдиля апа живет в Верхней Корсе. Деревня расположена на склоне горы. Подъехав к воротам, мы еще долго стояли, восхищаясь красотой природы. Их дом расположен прямо на вершине горы. А внизу – родник, деревья, река, за ней простирается поле… Наверное, здесь и пение соловьев лечит душу…

С такими мыслями мы открыли красивые узорчатые ворота и прошли во двор, где еще раз восхитились порядком, чистотой. «Эх, летом наш сад утопал в цветах, наступила осень, все уже убрали», – вышла к нам навстречу дочь юбиляра Надира. Мы вошли в красивый настоящий деревенский дом. Из зала встречать нас вышла и Нурдиля апа в белом платке, красивом голубом платье с цветочным принтом. Мы тепло поприветствовали друг друга.

Учительница… Ласковый голос, скромная улыбка, поведение – наверное, настоящий учитель должен быть именно такой. «Наша мама никогда не кричала ни на нас, ни на своих учеников», – обняла маму Надира. А Нурдиля апа улыбается…

Нурдиля апа родом из Средней Корсы. Родилась в 1934 году. В семье их было две дочери. Сестра Наиля тоже живет в Верхней Корсе. Почти соседи. Ей 93 года. Дети военных лет. Когда началась война, Нурдиле не было и 7 лет. Она плохо помнит проводы отца Якупа на войну. Она даже толком не понимала, что такое война, ведь была совсем ребенком. «Помню, что я плакала, из-за коровы, которая не пришла со стада. Со слезами ищу корову. Соседская бабушка меня утешает: «Не плачь, твоего отца еще не забирают, ему еще не пришла повестка». А повестка уже была. Папа попал в Суслонгерский лагерь. Мама ездила к нему. Приехала очень обеспокоенная тем, что там солдаты питались картофельной кожурой, что было очень холодно. Какую только работу мама не выполняла в колхозе – и быка запрягала, и корову. Папа вернулся с войны только в 1947 году. Он работал и на шахте. Прочитав книгу «Между жизнью и смертью», папа расплакался и сказал, что в этой книге описано пережитое им… Прожил до 72 лет. Мама умерла в 81 год».

Ее отец и до, и после войны работал бригадиром. Мать Рахима – колхозница. Оба из Верхней Корсы. В Средней Корсе построили дом. Их отец вырос в семье, где было пять сыновей и одна дочь. Все вернулись с войны. Дети учились в Верхнекорсинской школе. В Средней Корсе не было ни магазина, ни школы. После окончания 7 класса Нурдиля поступила в Арское педагогическое училище. «Еще в школе мечтала стать учительницей, – говорит она. – Очень хотела обучать детей. В училище учились четыре года. После его окончания нам не давали направление. Послевоенные годы. Детей мало. Кто куда мог, туда и устраивался. До Нового года преподавала в деревне Старый Мичан Новочурилинского района (сейчас она входит в состав Сабинского района), потом основной работник вышел из отпуска по уходу за ребенком, а Нурдиля апа начала преподавать историю в Верхнем Симете. Она очень любит историю. Два года работала в Алане. Из Алана перевелась в Курайван, где долгие годы преподавала в начальных классах, позже работала учительницей начальных классов в родной Верхней Корсе. И после выхода на заслуженный отдых работала еще три года.

– Мама рано утром уходила на работу, – рассказывает дочь Надира. – Из Верхней Корсы в Курайван ходила пешком. Мы тогда еще маленькие. Мне шесть, брату Дамиру – три года. Мама запирала нас дома. Мы с братом были очень дружны. И сейчас так. Я с детства практически под руку водила брата. Не давала его в обиду. Он и сам очень отзывчивый. Мы не можем отказать людям, это ваше воспитание, говорит он маме.

После окончания школы Надира уехала на работу в Казань. Потом окончила техникум и работала в БТИ в Арске. «Почему вы не стали учителем?» – интересуюсь я. «У меня часто спрашивают, не учитель ли я. Наверное, выгляжу, как учитель. Ведь дочь учителя, – улыбается Надира. – Я видела, как работала мама, поэтому и не стала учителем. Приносила стопку тетрадей на проверку. Писала планы. На одном уроке преподавала в трех, иногда в четырех классах. Детей много. Однажды мама с папой пошли в баню. Маму вызвали для выступления в составе агитбригады». В составе агитбригады Нурдиля апа, переодевшись в мальчика, рассказывала стихотворение «Кыңгыраулы яшел гармун» Фатиха Карима. Танцевала. Вместе пели. Была и агитатором. Ездили на поле, останавливали комбайн, читали комбайнеру газету, знакомили с новостями.

– Школа мне снится, – рассказывает Нурдиля апа. – Как будто дети ходят по партам, кричат, спорят. А у меня нет плана, приехали с проверкой. «У меня же был план. Остался дома», – в мыслях думаю, что ответить проверяющим. Поурочный план, недельный план, план на месяц… На три класса, если считать по четыре урока в каждом. Получается 12 планов?! К концу года набиралась целая стопка тетрадей с планами. Я и в жизни все планировала. Что делать в этом году, на следующий год? Этот дом не построен без плана!

– Мама не может спокойно спать, если ее морозильник не полон мяса. Она варит очень вкусный суп. Привозим и полуфабрикаты, – говорит Надира.

Сын Дамир окончил строительный институт. Работал инженером в Водоканале. Потом открыл свое дело в Казани. Помогает мечетям. И сам живет по канонам религии.

– Мы с сестрой вышли замуж за парней из Верхней Корсы, – продолжает педагог-ветеран. – Муж Ильдар работал водителем в «АТХ». Возил товары в магазины. Был очень добрым, отзывчивым человеком. В 47 лет умер в дорожно-транспортном происшествии. «Я тогда после школы год работала в Казани, – присоединяется Надира. – А Дамир учился в восьмом классе. С тех пор мама одна тянула лямку жизни. Огород в 25 соток. Сейчас мы сажаем три ведра картофеля и жалуемся на усталость. Мама после трактора вновь вскапывала огород. Мама никогда ни у кого ничего не просила. Сама старалась, работала наравне с мужчинами. Сейчас думаю и удивляюсь. Она отличная свекровь, теща. Ко всем относится, как к своим детям. Мама бы и сейчас работала, но колени болят».

– И-и, мама, – обнимает мать Надира. – Мама, мамочка родная…

… Зимой она иногда приезжает в Арск к дочери в баню. После бани просит сразу же отвезти ее домой. Иначе в окнах дома не горит свет, дом остается одинок… Сегодня в доме горит свет. Ветеран-педагог читает газеты и журналы, по телевизору знакомится с новостями… Рядом и кошка. Поговорили о счастье. Счастье матери – в детях, внуках.

Нурдиля апа, вы счастливы. У вас отличные дети, вы окружены любовью и заботой. Будьте здоровы, живите, радуясь счастью детей и внуков!

…Вышли на улицу. Приехал сын Дамир. Несмотря на начало недели, приехал справиться о здоровье матери, привез лекарства. Говоря о матери, Дамир прослезился… Вот каких детей воспитала Нурдиля апа!

 

Румия Саттарова

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International