Фирсина Сибгатуллина родилась после ухода отца Гильмуллы на войну
«Я родилась четвертым ребенком. Старшему брату было 10 лет. До сих пор удивляюсь, откуда мама взяла столько сил, чтобы пройти все жизненные испытания».
Маленькая девочка все видела. Семьям пропавших на войне без вести никакой помощи не было. Матери с утра до ночи трудились в колхозе, семьям без отцов было очень тяжело. «Почему-то я всегда ждала, что папа прилетит на самолете, – вспоминает Фирсина апа. – Поэтому при виде самолета бегала за ним. Каждый раз плакала, что папа и в этот раз не прилетел. «Мы вступаем в бой. Если не смогу вернуться, прощайте», – написал папа в своем последнем письме».
Ее мама Хабибзямал была трудолюбивой, старательной. И в колхозе работала, и яйца собирала. А потом ездила в Казань и продавала их, на вырученные деньги привозила хлеб. Все делала втайне, потому что таких людей подстерегала милиция…
– После 7 класса помогала маме на жатве, – говорит Фирсина апа. – Дневная норма – 50 соток. Если выполнишь план, давали 16 килограмма зерна, если нет, то и зерна не было. Потом работала на ферме. Только сама знаю, как было тяжело.
Фирсина апа родом из Клачей. В этой деревне был обувной артель. Там и работа была легче, и заработную плату платили, но на работу принимали только по одному человеку из каждой семьи. Такой порядок был введен, чтобы люди не уходили из колхоза.
– В детстве я с мамой ездила в Атню на рынок. Там одна гадалка погладила меня по голове и предсказала мне счастливое будущее. Я, действительно, прожила счастливую жизнь. Вышла замуж за хорошего человека, вырастили детей. И сегодня довольная жизнью.
Она рассказала и историю знакомства с мужем Дамиром. Ее брат Кашифнур работал в колхозе главным агрономом. В колхоз направили еще одного молодого агронома – Дамира. Когда он приходил к брату, встречал и Фирсину. «Однажды я скосила сено и дотащила его до дома в большом мешке, – вспоминает Фирсина апа. – Дамир тоже был у нас. Он попробовал поднять мешок и удивился, как я одна подняла его. И косу увидел».
Так парень присматривался к девушке. Вскоре он сделал ей предложение. «У нее же нет образования, а у тебя есть высшее образование», – пытались отговорить его от женитьбы некоторые. Но дело не только в знаниях! Я хорошо помню Дамира Сибгатуллина. Он работал и в управлении сельского хозяйства и продовольствия, был глубоко образованным, принципиальным человеком.
В Арске Фирсина апа работала на элеваторе, потом долгие годы трудилась на фабрике национальной обуви. Передовик социалистических соревнований, ударник коммунистического труда, обладатель многочисленных грамот. Последняя запись в ее трудовой книжке: «В 1991 году награждена медалью «Ветеран труда». Но награду ей до сих пор не вручили…
К Фирсине апа мы ездили с главным редактором Исрафилом Насибуллиным для вручения извещения о месте захоронения ее отца. «Увидев в газете имя папы, я очень обрадовалась, словно увидела его самого, спасибо вам большое!» – сказала она.
Ильяс Фаттахов