9 февраля исполнится год, как руководитель общества «Агрокомплекс «Ак Барс» Ленар Абдуллин приступил к этой должности
Сначала было немного странно, что он променял кресло начальника районного управления сельского хозяйства и продовольствия на хозяйство, которое к тому времени оказалось в крайне затруднительном положении.
В советское время такие методы применялись в качестве наказания. А здесь по собственному желанию…
Мне очень хотелось спросить у него, не пожалел ли он о своем поступке. Но я промолчал, он бы и не ответил. У него есть привычка: до беседы он показывает проделанную работу.
В декабре мы приезжали к ним с комиссией проверить постановку техники на зимнее хранение и ознакомиться с ремонтными работами. Хозяйств, которые надо объездить, много, район большой, комиссии было достаточно увидеть технику в Смак-Корсе. Нет, Ленар Ильсурович повез и в Сикертан, и в Сизу. «Я сделал это, чтобы потом не говорили, что я пускаю пыль в глаза», – сказал он позже, когда мы остались вдвоем.
После завершения весеннего сева, уборки он показал все поля (12 тысяч гектаров!). Это также и воспитательная мера, направленная на повышение чувства ответственности у своих работников.
– Мы первыми завершили сев ржи на площади 1600 гектаров, посевы озимых культур встретили зиму в хорошем состоянии. Есть только одно поле, которое вызывает сомнения, – говорит он. – Осенью все поля обработали, большинство вспахали.
– В декабре реализовали молоко на сумму 40 миллионов рублей, литр продавали по 53–54 рубля, – продолжает мой собеседник. – При таком раскладе дел жить можно. За декабрь выплатили аванс, на днях полностью выплатим заработную плату. В декабре оплатили долги на сумму свыше 14 миллионов рублей. В настоящее время готовим документы для получения племенного статуса хозяйства. В будущем сможем заниматься реализацией и племенных телок. Наша основная цель – сохранить телок! Они будущее хозяйства!
В хозяйстве, где было ликвидировано все поголовье животных, сегодня насчитывается 1700 голов крупного рогатого скота, 1100 из них – коровы.
Продолжаем тему телят.
– Наш главный ветеринарный врач Ильнур Халитов вытащил теленка за глаза, – удивил руководитель. За всю свою жизнь впервые слышу о таком. Правда, похожие случаи были. Когда мы еще были детьми, в одном из домохозяйств корова никак не могла отелиться. Ее привязали к столбу и пытались помочь всей деревней. Ноги теленка видны, но он не выходит. Мужчины тянут его за ноги, корова, бедная, орет на всю деревню. Были вынуждены пустить ее на убой. А в утробе было два теленка, их ноги были запутаны…
А здесь и корова, и теленок, и глаза теленка здоровы.
Конечно, мне захотелось узнать более подробно об уникальном случае. «В нашей мегаферме сейчас работает четыре программы, – продолжает знакомить директор. – По учету молока, кормлению, учету и управлению стадом. Ими управляют зоотехник-селекционер Айсылу Фахрутдинова и оператор Расима Ахметзянова. Сейчас за процессом отела коров можно круглосуточно наблюдать по телефону. Я лично каждый день в 6 часов утра приезжаю на мегаферму. И в остальное время все держу под контролем.
В хозяйстве настолько любят телят, что специалисты и ответственные работники по очереди дежурят и ночью. Не бесплатно – за одно дежурство платят 2 тысячи рублей. На следующий день предоставляют и выходной день.
– В эту ночь до 8 часов вечера дежурил главный ветеринарный врач Ильнур Халитов, – рассказывает Ленар Ильсурович. – После смены он пропал с объектива камер. Одна корова должна была отелиться. В тот день мела метель, а ему еще ехать до Атни. Беспокоить его было неудобно. В половину десятого вечера в объективе камеры появился Ильнур. Пригнал корову на специальный стан. Инженер Рамиль Мухаметшин, сменивший его на дежурстве, тоже там. Ильнур – левша, двумя руками приступил к работе. Не смог схватить теленка за рот, пришлось вытащить за глаза…
На следующий день пришел на работу, думая, что теленок уже мертв. Но и корова, и теленок были живы, и глаза на месте».
– За такой поступок, наверное, выписали премию? – спросил я.
– У них и так зарплата хорошая! – ответил руководитель и назвал сумму. Но я лучше промолчу, иначе некоторые хозяйства могут остаться без специалистов. Трехзначные цифры, с нового года планируют повысить еще.
Доярки получают почти 80 тысяч рублей. Специалистам дали новую машину. Идут разговоры и о строительстве домов.
Мы посетили и мегаферму. Жизнь в ней кипит. Руководителю комплекса, уроженцу Арска Загиду Шагимуллину можно поставить памятник. Он не покинул свой пост даже в самые тяжелые времена, когда царила неизвестность. В мегаферму загнали скот, в его руках рация, иногда приходится работать круглосуточно. Оказывается, есть и «охотники» за таким специалистом, но он не из тех, кого можно заманить.
Коров доят три раза в сутки. Среднесуточный надой некоторых коров превышает 50 литров. Два раза в неделю коровы принимают ванну: в первой ванне чистая вода, во второй – раствор купороса. Ванны готовит Фидаиль Зиннатов.
Снова о телятах. Сразу после рождения удаляют слизь из ротовой и носовой полости, обтирают соломой. Обрабатывают пуповину раствором йода. Еще до рождения теленка готовят молозиво. Примерно 10 минут корова облизывает теленка. Телята, которые своевременно приняли молозиво, не поддаются болезням. После этого их помещают в теплую кабину.
А так корова должна отелиться за шесть часов. Только после истечения этого времени при необходимости ей помогают. В ночную смену работают Владимир Егоров, Тагир Бадриев. Они принимают новорожденных телят, поят их молозивом, доят коров.
Телят измеряют после рождения и через три месяца. За этот период они должны набрать 100 килограммов. А в реальности набирают 120–130 килограммов.
Еще о многом можно было бы написать. На сикертанской ферме свои телята уже превратились в телок. За ними ухаживают Марат Нугманов и Радик Ахмедуллин. В еще одной деревне ферма «оживилась» – это приятно.
А тот вопрос я все же задал Ленару Ильсуровичу.
– В первое время было немало бессонных ночей, – сказал он. – Успокоился только тогда, когда дела стали налаживаться. Самое главное – люди, которые сначала относились ко мне с настороженностью, сейчас смотрят на меня с доверием и надеждой.