Фаузия и Габдельбари Ахметвалиевы из деревни Средняя Серда участвовали в войне, а после возвращения создали семью
Гульнур Миннебаева
Сегодня в отчем доме живут их сын Хайдар и сноха Таскира. Они хранят не только очаг отчего дома, но и память о старших.
Ранее мы писали о ветеране Великой Отечественной войны Зайнап Фаттаховой из Наласы. Они с Фаузией апа три года вместе служили под Москвой.
Фаузия апа родилась и выросла в Средней Серде. Седьмой класс окончила в Мульминской школе Высокогорского района недалеко от их села. Потом сама учила детей арабскому языку в школе. Она хорошо знала язык, поэтому часто читала письма, которые приходили и односельчанам.
Фаузия апа была активисткой. Перед войной ее выбрали секретарем комсомола. Но разразившаяся война полностью изменила ее планы на будущее.
В 1942 году, когда ей вручили повестку, она работала в магазине. Даже ревизию не провели, на ее место назначили другую девушку, а ее отправили на фронт. Будучи секретарем комсомола, она не могла отказаться.
– Многие девушки погибли, – вспоминала Фаузия апа.
Она служила в дивизии аэростатов заграждения – войсках противовоздушной обороны. Во время сильного ветра девушки не могли удержать аэростат. Ветер поднимал его на 10-15 метров, если отпускали руки, падали. Если они отпускали руки, их ждала тюрьма за потерю государственного имущества, – объяснил зять Марат из Нижних Атов.
Девушка вернулась с войны в 1945 году и приступила к восстановлению колхоза. Через два года она вышла замуж за Габдельбария, который только что вернулся в родную деревню с победой над японцами. По сватовству.
– Его тоже призвали на фронт в первые же дни войны. После службы в армии он уехал на заработки на Каспийское море. Но война разрушила и его планы. Пришлось вернуться. А в деревне... ждала повестка.
– Отец был немногословным. Особо не рассказывал, – сказала дочь Ильхамия.
Но зять Марат нашел с ним общий язык.
– Хоть и был немногословным, временами ходил по пятам и предавался воспоминаниям. Наверное, хотел выговориться, – улыбнулся он. – Так как он только вернулся из армии, его отправили сразу на войну. Попал под Ржев. Там были жестокие бои. Получил ранение. Оторвало половину пальцев на одной руке. Но даже в таком состоянии его не демобилизовали. Несмотря на то, что ранило правую руку, его назначили доставлять военные донесения в штаб.
– В том бою Габдельбари был с односельчанином из Янга-Салы. «Бари, Бари, меня ранило», – кричал он, выглянув из окопа. «Лежи, лежи», – кричал ему Бари. Но было уже поздно, его настигла вражеская пуля.
– Позже Габделбария перевели в пекарню. Так он дошел до Кенигсберга.
– Габдельбари Ахметвалиев не вернулся и после победы над фашистами. Их сразу отправили в Маньчжурию. Они провели месяц в Порт-Артуре. Потом на пароходе отправились во Владивосток и только в 1947 году – домой.
– Когда Габдельбари уходил на войну, у него уже были жена и ребенок. Но они не дождались его. Он тяжело перенес их потерю, но надо было жить дальше. Ему сосватали Фаузию. Он согласился, потому что девушка была смелой, умной, работящей. И Фаузия дала свое согласие. У нее тоже был любимый, но он погиб на войне.
Мама до последнего дня хранила его фотографию. Отец ничего не говорил, – вспомнила невестка Таскира.
Они создали семью и жили душа в душу. Фаузия днем работала в колхозе, ночью вышивала чувяки. Габдельбари стал бригадиром овощеводческой бригады. У них родилось восемь детей, двое умерли в младенчестве. Сейчас живы трое. Старший сын – Хайдар. Назия живет в Высокой Горе, Ильхамия – в Нижних Атах.
– Не пил. Был мудрым человеком. Мама говорила: «Спросите у отца», – то есть, что он скажет, так и будет, но я не помню, чтобы отец сердился. Нам больше доставалось от мамы, – вспомнила детство Ильхамия. – Вообще, отец был очень спокойным. А мама всегда шла впереди.
– Мы прожили вместе 14 лет, она называла меня дочкой, – добавила невестка.
– Однажды папа тяжело заболел. Из больницы выписали, сказали, что ему осталось жить недолго. Соседи говорили, что Фаузие одной будет тяжело. Они все умерли, а отец дожил до восьмидесяти лет. Мама умерла в 85 лет, – сказала Ильхамия.
– Ваша мама была младше меня на шесть лет, после меня она еще проживет шесть лет, – говорил отец, – добавила Таскира. – Слава Аллаху, прожила десять лет.
– Сейчас у них одиннадцать внуков и около двадцати правнуков. Хайдар абый старается сохранить родительский дом таким, каким он был. Летом приезжают внуки и правнуки. Род Фаузии и Габдельбария Ахметвалиевых продолжается.
В тот день на столе лежал старый фотоальбом, были выставлены ордена и медали Габдельбария. Все сохранилось. Вот орден «Великой Отечественной войны», медали «За взятие Кенигсьерга», «За боевые заслуги», юбилейные медали, медаль Фаузии апа «За оборону Москвы». Фотографии, напоминающие их молодость. Сколько воспоминаний о них. Внуки и правнуки могут гордиться.