Бабушка Мунавара перешагнула столетний рубеж

15 июля 2016 г., пятница

Бабушка Мунавара перешагнула столетний рубеж
Слава Аллаху, она пятый человек в районе, перешагнувший столетний рубеж. 
Ровно месяц тому назад с поздравлениями приезжали и из администрации района.
А однажды повидать столетнюю бабушку, по душам поговорить с ней поехали и мы. И были поражены ее богатой событиями жизнью, о которой можно написать целую книгу.
Сегодня Мунавара Мухаметзянова живет с дочерью Радифой в Арске, в квартире, выданной ей как вдове ветерана войны. А до того, как улыбнулось такое счастье, ей пришлось многое повидать на своем веку.
Она росла без родительской ласки. Малютке было всего 11 месяцев, когда умерла ее мама. Овдовевший отец, который один остался с 6 детьми, в дом привел новую маму. Однако несчастье не приходит одна. Когда старшему из детей было 13 лет, а Мунаваре 2 года, не стало и отца. После этого дети были вынуждены разойтись кто куда: старших устроили в дом-интернат, а Мунавару взяла на воспитание семья из Сюрды. Спустя годы Мунавара все же нашла своих родных, хотя и не всех. Она даже переехала со своими совершеннолетними детьми в Таджикистан по приглашению одной из сестер, где они прожили более 30 лет.
Судьба семьи, взявшей Мунавару на воспитание, также была не из простых: из 14 детей, появившихся на свет в этой семье, вырос только один. Остальные умерли, не дожив и до трех лет. И этот выживший остался лежать в поле боя. Но и здесь девочку ждала нелегкая жизнь. Когда ей было 9 лет, умер глава семьи. «У мамы был радикулит, после смерти отца ее болезнь обострилась. Поэтому мне, еще неокрепшей девочке, пришлось всему научиться», – вспоминает бабушка. Отлично помнит и то, как в 1933 году поступили в колхоз. В те годы она уже стала работать на лошади. Приходилось рубить лес, строить дорогу. Что касается строительства дороги, то тяжесть этой работы хорошо помнит и ее дочь Радифа, которая родилась в 1939 году. Ей неоднократно приходилось сменить мать, которая в колхозе зарабатывала трудодни (правительству не было дела до того, что ты работаешь в колхозе, ты должна была отработать положенные дни).
Старательную Мунавару однажды отправили на курсы трактористов. Училась хорошо. Трактор и познакомил ее с Сайфуллой Мухаметзяновым из Мирзяма. После рождения ребенка Мунаваре пришлось оставить трактор. Эх, не было бы этой проклятой войны, жили бы еще долгие годы с мужем душа в душу...
От Сайфуллы пришло всего одно письмо, в котором сообщил, что вступают в бой. Второе письмо – известие о том, что пропал без вести. Эх, судьба-судьбинушка... Слова «Сохрани корову, Мунавара, детям будет хотя бы молоко», произнесенные мужем при уходе на войну, придавали ей силы в самые трудные минуты, даже тогда, когда таскала сено, хворост из леса, расположенного в 6 километрах от деревни, когда с глазу на глаз встречалась с волками. Однажды, когда сторожила лошадей (она долгие годы работала конюхом), 6 волков бросились на исхудалую клячу. Что творилось тогда у нее в сердце?! «Я среди ночи собирала в лесу хворост. Потому что утром наряду со всеми нужно было выходить на работу» – вспоминает она. Когда перед рассветом с ручной тележкой поднималась в гору, увидела двух сидящих в двух-трех метрах от себя волков. «Взяла в руки топор и села меж оглоблями. Благодарение богу, после того, как несколько минут, которые казались мне целой вечностью, так и сидели, посмотрев друг другу в глаза, волки пошли своей дорогой. А однажды зимой, когда сгребала снег у скирды, из-под нее вылез волк, – делится она воспоминаниями. – От работы не умирают, я тому пример, ведь дожила до этих лет. Когда другие отдыхали во время работы в поле, я собирала черемуху. Дочка относила ее в соседнюю марийскую деревню на мельницу и обменивала на муку. Я и по дороге домой с работы в лесу собирала траву. Однажды оказалось, что у ворот стоит отец Накипа Сафина Сафа. «Мунавара, это разве ты, я думал, что передвигается скирда», – пошутил он. Все это оставило свой след, у меня постоянно болел живот. И в больнице лечилась, но пользы не было. Тогда я решила уехать в Душанбе к сестре, которая постоянно звала нас к себе. В то время и дети уже были взрослыми. Мы жили бедно, один наш дом оставался с соломенной крышей. Спасибо дочери Радифе, всю жизнь была со мной. Сколько добра она мне сделала... Я, наверное, живу и за своих родителей, говорю себе». Не счастье ли это? Суженым Радифы, с которым она познакомилась в Таджикистане, оказался парень из Старого Кинера, уехавший на заработки. В родные края они вернулись лишь через 34 года.
Мать с дочерью не нарадуются на сегодняшнюю жизнь. Слава Аллаху, хотя и слышит не очень хорошо, бабушка на зрение не жалуется, она еще на ногах, в светлой памяти.
У нашей героини трое детей, 8 внуков и правнуки, всех их около трех десятков. Детям и родным есть к кому приехать в гости. Тепла материнского сердца хватает всем. Что еще нужно для счастья?!
Розалия ЗИННАТОВА

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International