Бабочка-красавица, нежный мотылек…
Нам с тобою нравится солнечный денек,
Расскажи мне, бабочка, о судьбе своей,
Сколько в твоей жизни полных счастья дней?
Эти стихотворные строки знакомы нам с детства, их любят повторять и петь современные дети. Мой пятилетний внук, посещающий детский сад, рассказывает их на трех языках.
Бабочки – чудо природы. Как приятно смотреть на порхающих с цветка на цветок, угощающихся их сладким нектаром бабочек всех оттенков красного, синего, желтого, зеленого цветов. Но у всего есть предел.
– Вот уже два часа над нашим домом летят какие- то бабочки, – позвонил нам проживающий в Новом Кишите ветеран, ученый- агроном Раиф Ахметшин. – Сначала думали, что летят воробьи, я впервые в своей жизни вижу такое.
Как раз утром этого дня агроном филиала Российского сельскохозяйственного центра Ахмат Хакимзянов передал мне сообщение о бабочке-шелкопряде, считающейся опасной среди бабочек. Они откладывают яйца на листьях деревьев и кустарников, вылупившиеся личинки питаются листьями.
Я тут же позвонил Ахмату Хакимзянову. Он срочно приехал, с ним были и несколько его коллег. С собой взяли сачок.
По дороге я поделился воспоминанием семидесятых годов прошлого столетия. На одном из собраний районного актива первый секретарь райкома выразил недовольство в адрес начальника станции защиты растений. «Ходишь тут, охотишься за бабочками», – сказал он.
– Бабочек тогда было не так много, а о колорадском жуке и речи не было, – говорю я.
– Насекомых в природе всегда много, – сказал Ахмат Хакимзянов. – Нужно лишь не вмешиваться в природное сообщество.
Перед въездом в Новый Кишит встретили руководителя хозяйства Ильдуса Сафиуллина.
– И я обратил внимание на этих бабочек, они встретились мне по пути в Новый Кинер, – сказал он, узнав о цели нашего приезда. – Ими полон радиатор автомобиля…
По дороге мы встречали много погибших от удара бабочек, мои спутники очистили радиатор от них, были еще и живые. Одним словом, накопили достаточный материал. Ведущий агроном Диля Бульмакова пролистала довольно толстый справочник, который захватила с собой, но похожих на этих бабочек там не обнаружилось.
– Вот же она, – говорю я, показывая на знакомую бабочку.
– Нет, это бабочка-крапивница, – сказал Ахмат Хакимзянов. – Они действительно похожи, но у этой имеются точки на задних оконечностях крыльев. Когда вернемся, я отправлю образец в Казань, там и определят. Ясно одно – это не шелкопряд.
Зашли к Раифу Ахметшину. «Они выращивают тысячу тюльпанов», – говорю я, любуясь царящей в саду красотой. Хозяин и сам не отрывает глаз от этих роскошных цветов. «В этом году тюльпанов две тысячи», – сказал он и начал рассказывать о бабочках. Мы показали ему своих мотыльков.
Их яблони еще в цвету, а на них – бабочки! Ахмат Хакимзянов, Диля Бульмакова, девушка-практикантка – студентка третьего курса аграрного университета Илюса Курбангалиева поочередно начали ловить бабочек сачком. Но они оказались проворнее нас – пока мы направляли на них сачок, бабочки уже улетали. Ахмат Хакимзянов – человек с большим опытом, ему удалось поймать одну голыми руками!
На следующий день он уже представил нам все данные на эту бабочку-гостью. Их официальное название – бабочка-репейница, очень похожа на свою соседку – крапивницу. Они окрашены примерно одинаково, но наша сегодняшняя героиня немного светлее и имеет точки на задних оконечностях крыльев. У репейниц половой диморфизм не выражен: самцы и самки практически неразличимы. В основном питаются нектаром цветущих растений. Для питания гусеницы выбирают различные сорные травы – чертополох, репейник, тысячелистник, крапиву, мать-и-мачеху, бодяк полевой. Вреда природе не наносят.
Репейницы очень хорошие летуны. Перед миграцией они собираются в большие стаи, порой достигающие численности более тысячи особей. Направлений миграции два: весной летят из Северной Африки в Европу, осенью – в обратном направлении. Могут подняться на 2,5–3 километра над уровнем моря.
Ильяс ФАТТАХОВ