Боевая молодость

19 июня 2020 г., пятница

Она родом из Субаш-Атов. В начале войны ей было 11 лет. Отец ушел на фронт и не вернулся. Мать осталась одна с 4 малыми дочерями.

– Мне удалось окончить лишь пять классов, после этого уже не смогла продолжить учебу – с 12 лет стала трудиться в колхозе. Нас с девочкой-соседкой отправили в Мурали на заготовку леса, однако бригадир вернул нас обратно, не позволив работать. Но через месяц мы все же оказались на лесных работах, в этот раз в Сизе.

Рауза Гилемшина из Старого Яваша делится воспоминаниями военных лет. Вспомнила период, когда на лошади вспахивали поле.

– Лошадиных сил не хватало, и мы запрягали колхозного быка, возили на нем лес, камень на дорогу между деревней и Верхними Атами, и это было труднее всего. Сколько мы мучились с этим быком. Он то и дело поворачивал в сторону кустарника, мы не могли им управлять. Сил-то у нас было мало, ведь ходили полуголодными. Мне никогда не забыть, как среди снега на поле искали мерзлый картофель. Собирали крапиву, лебеду, картофельные листья… На период с 1941 по 1953 год мы забыли, что такое хлеб. Только в 1953 году за трудодни начали выдавать зерно из расчета 50 граммов за день. 120 трудодней были обязательными. Повезло семьям, в которых было несколько трудоспособных людей, а некоторым досталось всего 5–10 килограммов. У меня была сестра 1940 года рождения. Вот сижу и удивляюсь: как нам удалось сохранить ей жизнь? У полуголодной матери молока почти не было, чтобы ее кормить. Малютка от голода вся опухла. Тогда нам выдали 12 килограммов муки.

Бабушка Рауза отлично помнит день окончания войны. «Мы были в школе. В то время у нас в деревне была школа-десятилетка, у нас же находился детский дом. Пришла женщина из Утар-Атов и сообщила об окончании войны. За радостную весть ей выдали 16 килограммов муки. Как же она обрадовалась! Эта картина до сих пор перед глазами», – говорит она.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International