На чердаке – история

17 июля 2020 г., пятница

Когда разбирали старую клеть, Раис Шакуров из Ашитбаша нашел на чердаке сверток.

– Я все посмотрел, думаю, и для тебя будет очень интересно, – сказал он. – Оказывается, наш отец собирал все квитанции уплаченных налогов.

Пожелтевшие с годами листки – свидетели выпавших 70–80 лет назад на долю не только Гарафутдина абый, но и всех сельских жителей трудностей…

Видимо, Гарафутдин абый не спешил вступить в колхоз. В 1934 году его семью обязали сдать рожь, пшеницу и бобовые культуры. Всего 18 центнеров 88 килограммов. Кроме этого, обложили налогом строения, посевы, огород и посаженные деревья, лошади. Еще одна квитанция того же года – на картофель, всего 5 центнеров 89 килограммов… Также имеется справка со словами «Едоки 7 человек».

Написано, что неуплата налогов привлечет уголовную ответственность, придется платить штраф, а недоимка по налогам будет взыскана с нового урожая.

Также есть пункт, гласящий, что повторное обложение уплаченного налога влечет уголовную ответственность по отношению виновным лицам.

Шли года, увеличивались и разновидности сельскохозяйственных налогов. В 1941 году введен военный налог. Его должен был платить каждый человек, достигший 18-летия. На Шакира – 285, на Гайшу – 285, на Гарафутдина – 42710 рублей. С 1 декабря 1941 года введены налоги на холостяков, незамужних, одиноких и бездетных граждан. При несвоевременной уплате начисляется пеня, а при неуплате предусмотрена уголовная ответственность…

Допустим, что налог на холостяков еще можно понять. А как быть женщине, если замуж не берут? Мужчины детей не рожают, не все женщины способны рожать. Этот налог стал самым унизительным наказанием.

Здесь мне вспомнилось рассказанное односельчанином Абдуллой абый.

У них не было детей. Сам Абдулла абый – участник войны с финнами. В годы Великой Отечественной войны работал на военном заводе в Казани. С суп-ругой Мадхией до самого выхода на пенсию добросовестно трудились в колхозе. У Абдуллы абый были две незамужние сестры (позже обе вышли замуж, родили и вырастили детей).

Налог на бездетность, множество других налогов – на четверых получается довольно большая сумма. Каждый день приходит финагент, угрожает тюрьмой.

– Повел корову на рынок в Арск, – рассказывал мне Абдулла абый. – Продал, возвращаюсь домой, а на перекрестке меня ждет финагент. Вырученные от продажи коровы деньги полностью ушли на уплату налогов…

…Документ, датированный 1951 годом. Это повестка на имя супруги Гарафутдина Альфинур апа, обязывающая работать на строительстве дороги. В случае невыполнения задания нужно будет заплатить его стоимость в двойном размере…

Альфинур апа пришлось с 8 по 14 мая трудиться на каменоломне в Ташкичу.

Справка на имя Асии апа, датированная 18 февраля 1947 года: «Полученные за трудодни 20 кг гороха, 30 кг ячменя Асия Шакурова действительно везет на мельницу с целью обмолотить. Бухгалтер колхоза «Красный Октябрь» Асадуллина». Справка написана красивым ровным почерком, кажется, что писали лишь вчера.

Трудовая книжка Асии апа за 1954 год. Ухаживает за овцами в колхозе имени Сталина. За пастьбу овец – 24, за пастьбу барана – 10, за складирование сена – 0,47, за привес – 105 трудодней. Также засчитаны трудодни за вывоз навоза, уборку двора, загрузку сена, побелку дымохода, открытие силосной ямы, стрижку овец, топку печи, ношение воды, подогрев воды.

В те годы деньгами и не пахло. Были годы, когда за трудодни ничего не давали. Ваша доля осталась в поле, говорили в таких случаях…

 

Ильяс Фаттахов

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International