Эта фотография снята 9 Мая 1975 года. День празднования 30-летия победы в Великой Отечественной войне.
На снимке члены бюро Арского райкома. Слева направо: заместитель председателя районного исполнительного комитетаМахмут Сафин, второй секретарь райкома КПСС Нурзада Сибгатуллин, первый секретарь Арского райкома КПСС Харис Зайнуллин, председатель исполнительного комитета районного Совета народных депутатов Тимерхан Бурганов, начальник управления сельского хозяйства Магсум Габдулхаков, управляющий районного объединения «Сельхозтехника» Ислам Закиев, секретарь райкома КПСС Гани Нуриев.
В то время я второй год работал в редакции. Среди этих людей мне хорошо был знаком лишь Магсум Габдулхаков. Он мой односельчанин, его супруга Василя апа учила нас в начальных классах. Отец Магсума абый Габдулхак в годы войны был председателем колхоза в Курайване. Как я стал себя помнить, он уже работал продавцом. В день Сабантуя у их соседей произошел пожар, два хозяйства сгорели дотла. После этого семья Габдулхака абый переехала в Среднюю Корсу. Его сын Саубан с семьей живет в этой деревне.
Магсум абый родился в 1930 году. С 1945 по 1947 год работал секретарем Сарай-Чекурчинского сельского Совета. С 1947 по 1949 год был бригадиром Курайванской бригады, в 1949 году работал продавцом. С 1950 по 1954 год служил в Советской Армии. После возвращения его приняли на работу инструктором райкома ВЛКСМ. С 1956 по 1957 год – инструктор райкома КПСС по зоне Наласинской МТС.
В 1958 году был избран секретарем парторганизации колхоза «Корса». В 1961 году назначили инспектором заготовительной инспекции в Арске. В 1962–1969 годах – председатель колхоза «Корса». С 1969 по 1976 год – председатель районного управления сельского хозяйства, ученый-агроном с высшим образованием.
– Я в тот день был у Магсума абый, – вспоминает его брат Саубан. – Ворота открылись, и появился первый секретарь райкома Зайнуллин. Я хотел уйти, а Зайнуллин мне: «Не надо уходить, ты же его брат, посиди с нами».
– Я заехал, чтобы узнать ответ на вопрос: почему Магсум не хочет переехать в Арск? – сказал первый секретарь.
После такого визита Магсуму абый пришлось дать свое согласие, его назначили начальником районного управления сельского хозяйства и продовольствия.
Конец шестидесятых, начало семидесятых для арчан стал периодом подъема. Заметно увеличилось производство сельскохозяйственной продукции. На районной партийной конференции, состоявшейся 4 февраля 1970 года, председатель Президиума Верховного Совета ТАССР Салих Батыев выразил в адрес жителей Арского района множество слов похвалы. Было отмечено, что арчане заняли передовые позиции на республиканском уровне. Средняя урожайность с одного гектара по району от 9 центнеров поднялась до 15.
В начале семидесятых повысилось внимание на укрепление руководства профессиональными кадрами. 30 из 40 председателей колхозов являлись специалистами сельского хозяйства.
29 июня 1971 года на собрании районного партийного актива были рассмотрены вопрос создания прочной кормовой базы и задачи по развитию животноводства. С докладом выступил второй секретарь Нурзада Сибгатуллин, ответственный за сельскохозяйственную отрасль.
Позже Нурзада Асхадуллович десять лет руководил управлением сельского хозяйства и продовольствия, был председателем районного комитета народного контроля. Пользовался большим авторитетом среди руководителей и жителей района. Он был человеком, на совещаниях и собраниях смело выражавшим первому секретарю свою точку зрения. Многим руководителям помог сохранить свой пост, беря ответственность на себя. «Они молодые, исправятся», – говорил он.
Рассказывал Ильдар Гарифуллин (ныне покойный, пусть земля ему будет пухом), работавший заведующим отделом райкома, долгие годы председателем колхоза: не могли найти подходящего кандидата на пост председателя колхоза «Мир» (Венета). Трудное хозяйство, во всем отстают. Зайнуллин вызвал Ильдара Гильмулловича и сказал: «Поедешь председателем колхоза «Мир» сроком на два года. По истечении этого срока верну обратно».
Накануне прошло партийное собрание. Была рассмотрена кандидатура нового председателя. На следующий день должно было состояться колхозное собрание. В то время асфальтовой дороги не было, будущий председатель и Нурзада Сибгатуллин, приехавший, чтобы его назначить, остались ночевать.
– Испугавшись, как бы я не убежал, Нурзада Асхадуллович лег с краю, может, и не спал вовсе, – рассказывал Ильдар Гарифуллин.
Ильдар Гильмуллович проработал там около десяти лет. Русские по-свойски называли его Илларионом Григорьевичем. Когда ушел с работы, его проводили со слезами на глазах.