В Верхние Метески я приехал за кошкой, которая в ожидании своего хозяина более двух лет обитает возле родника. После прочтения моей заметки об этом верном животном (в номере газеты «Арча хәбәрләре» («Арский вестник») от 5 марта) многие мне позвонили, расспрашивали при встречах.
«Мы со слезами прочитали вашу заметку о кошке, нам ее очень жаль, забрали бы к себе, но у нас уже есть одна, поладят ли они?» – спросил один из читателей газеты. Были и другие предложения, спасибо за неравнодушие!
Не таясь, скажу: мне хотелось устроить эту кошку в хорошее место. Кроме того, теплилась надежда, что после прочтения заметки ее хозяина замучает совесть, и он заберет ждущего его в дождь и снег «друга».
В день запуска выращенных курицей диких уток на водоем об этой кошке мы поговорили с руководителем общества «Агрокомплекс «Ак Барс» Шайдуллой Салаховым. «Мы сами заберем эту кошку, – сказал Шайдулла Имамович. – Запустим в фермерское хозяйство Айзата, там уже есть одна кошка, станут друзьями, будет сыта, ухожена».
Лучшего варианта и быть не могло! На следующий же день привезти ее сюда!
Но кошки на месте не оказалось. Стучусь в дверь дома напротив родника. Хозяин дома Фанавиль Лутфуллин с супругой Расулей сидели за столом, завтракали. Узнав причину моего приезда, они не стали упрекать меня в том, что делать мне больше нечего, а пригласили к столу. Попили чай с медом, хозяева такие приветливые, приятные люди. «В последние дни кошки не видно», – сказал Фанавиль. В течение двух лет они не только наблюдали за ней, но и кормили, спасали от голодной смерти.
Может, кошку забрал человек с добрым сердцем? Если так, то прошу сообщить нам об этом.
«Был мальчик-хулиган по имени Миннислам, – пишет наш земляк Мухаммат Магдеев в своей повести «Там, где гнездятся журавли». – Он собирал нас, маленьких мальчишек, во дворе мечети и заставлял смотреть, как спускался с полной кепкой розовых, еще не оперившихся воробышков, забранных из гнезд под карнизом, над окнами. Он клал их на большой камень и другим большим камнем делал удары. Мы, испугавшись, бежали прочь, а Миннислам радовался. Старожилы, знавшие его привычку, говорили:
– Проклятие птиц упадет на него самого. Он и сам окажется в такой же ситуации…
Миннислам живым вернулся с войны, но умер, оказавшись под завалом во время работы…»
«Даже пьяного, валяющегося на улице, не ругайте слишком жестоко, он послан нам в назидание», – сказал Джалиль хазрат в одной из проповедей. Я часто вспоминаю эти слова. Мне кажется, что и наше отношение к собакам, кошкам, птицам – своеобразное испытание. Ведь говорят, что подкормка птиц зимой равноценна милостыне.